Современное состояние, достоинства и недостатки существующей системы подготовки и аттестации специалистов в области неразрушающего контроля

Доклад

Авторы: Б.П. Пилин, З.И. Ролдугина,
ОАО «ВНИКТИнефтехимоборудование», Россия


Институт «ВНИКТИнефтехимоборудование» занимается подготовкой специалистов неразрушающего контроля (НК) для предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической отрасли более 40 лет, с момента создания в институте в 1970г. сектора НК, а в конце 1972г. лаборатории НК. Основными методами, которые сразу стали развивать в лаборатории и вскоре готовить по ним дефектоскопистов, были ультразвуковой, капиллярный, радиографический, электромагнитные (в т.ч. магнитопорошковый), а позже тепловые (в т.ч. тепловизионный, пирометрический) и акустикоэмиссионный.

В то время не существовали программы подготовки специалистов, определяющие объём необходимых знаний и объем часов подготовки, практически отсутствовали методики контроля того или иного оборудования, требования к условиям проведения контроля. Подготовка дефектоскопистов строилась на обеспечении решения возникающих в отрасли задач, освоении существующей техники (которая была очень ограничена по ассортименту и техническим возможностям), поиске нестандартных решений при контроле того или иного вида оборудования. Поэтому при подготовке дефектоскопистов решающим было не время обучения, а качество подготовки, передача им максимально возможных знаний ещё недостаточно разработанной теории, стремление сведения к минимуму возможных ошибок при практической работе и внушение им высокой ответственности за принятие решений по результатам контроля. Большое внимание уделялось практической подготовке, часто на реальных объектах Волгоградского НПЗ, который фактически был как полигон для практики.

В те времена не было также уровней квалификации и вопрос о выдаче разработанного нами удостоверения дефектоскописта решался определением: может или не может человек надежно и качественно выполнять контроль. Оценка знаний аттестуемого определялась комиссией из специалистов (не менее двух человек) путем собеседования по всему объему прочитанного материала и проверкой практических навыков с целью сведения к минимуму возможных ошибочных решений – перебраковки или пропуска дефекта.

Следует отметить, что и в других отраслях промышленности была аналогичная картина – специализированные лаборатории НК отраслевых НИИ также самостоятельно готовили дефектоскопистов для предприятий своей отрасли по указанию министерств или просьбам предприятий.

Большую роль в повышении квалификации дефектоскопистов и руководителей служб НК на предприятиях нефтепереработки играли регулярно (раз в 2–3 года) проводимые нами на базе Бакинского филиала ИПКнефтехим отраслевые семинары НК, которые со временем переросли в межотраслевые и в которых уже участвовали ведущие специалисты НК ряда НИИ СССР (например, ЦНИИТМАШ - Ермолов И.Н., Щербинский В.Г.; ЛИИЖТ- Гурвич А.К., Кузьмина Л.Н.; МВТУ им. Баумана –Алешин Н.П., НИИХИММАШ – Химченко Н.В. ВНИИСТ –Гребенников В.А. и др.). На этих семинарах слушатели узнавали о последних достижениях в том или ином методе НК, о разработках современных средств и методик контроля, а также (что не менее важно!) обменивались между собой опытом контроля сходных объектов и постановкой общих насущных задач, которые нужно было решать головным отраслевым лабораториям НИИ. Все это способствовало развитию и эффективному широкому внедрению различных методов, методик и современных средств НК на предприятиях отрасли, повышению уровня квалификации дефектоскопистов, выявлению общих проблем НК.

По мере развития и внедрения методов НК в отраслях промышленности встал вопрос о фундаментальной подготовке кадров специалистов НК в стране. Учебные ВУЗы, такие как ЛЭТИ, ЛИИЖТ, МИФИ, МЭИ, МГТУ им. Баумана создали специальности по методам НК и стали кузницами специалистов НК с высшим образованием, они готовили инженеров. Однако, с подготовкой специалистов НК средне-технического и рабочего звена положение было хуже – техникумы и ПТУ в большинстве отраслей отсутствовали, а широкое, массовое обучение дефектоскопистов отраслевыми НИИ не входило в их функции.

Наши усилия по организации обучения дефектоскопистов для отрасли на базе одного из техникумов Волгограда без приказа сверху не увенчались успехом. Подобная картина была и в других отраслях. Много для подготовки дефектоскописов в тяжелом энергетическом машиностроении сделал ЦНИИТмаш. Однако, лучше всех положение было на железнодорожном транспорте. Благодаря титаническим усилиям и организаторским способностям А.К. Гурвича на базе НИИмостов была налажена подготовка специалистов НК для отрасли как высшего звена (инженеров) в ЛИИЖТ, так и средне-технического и рабочего звена дефектоскопистов в 38 техникумах и дорожных технических школах. Эта система в целом сохранилась и по сей день.

Важную роль в повышении квалификации работающих в различных отраслях специалистов НК играли организуемые в НИИмостов многомесячные курсы повышения квалификации по методам НК.

В стране назрел вопрос создания общесоюзной системы аттестации специалистов НК с едиными требованиями оценки их уровня квалификации. Важным шагом решения этого вопроса было создание Национального Аттестационного Комитета по неразрушающему контролю (НАК НК), возглавляемого А.К. Гурвичем, Российского общества по неразрушающему контролю и технической диагностики (РОНКТД), возглавляемого В.В. Клюевым, и Системы сертификации персонала в области неразрушающего контроля (ССПНК) под управлением Госстандарта. Изучался также опыт подготовки и аттестации специалистов НК за рубежом. В результате была создана ныне действующая трёхуровневая система оценки квалификации специалистов НК. Были разработаны Правила аттестации персонала в области неразрушающего контроля ПБ 03-440-02, в которых устанавливались единые требования к общей и специальной подготовке, минимальному производственному опыту; требования к квалификации персонала в области НК; порядок и требования по аттестации и условиям действия аттестации персонала в области НК; были введены единые унифицированные формы заявки, квалификационных удостоверений и удостоверений проверки знаний правил безопасности.

Благодаря внедрению современной вычислительной и оргтехники стало возможным использование тестовой формы оценки знаний. При этом ставилась цель исключить субъективизм экзаменаторов в оценке и сделать её более оперативной и независимой от человеческого фактора, устранить возможную коррупционную составляющую оценки. Однако, как говорится: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». На примере ЕГЭ в масштабе всей страны наглядно видно, что при тестовой системе экзаменуемые могут получать разными путями готовые ответы, а экзаменационная комиссия обязана подсчитать только % правильных ответов. Что на самом деле знает аттестуемый, остается туманным. Выведение окончательной оценки по результатам собеседования в этой системе не предусмотрено. А как показывает практика, только при непосредственном собеседовании можно наиболее объективно оценить знания экзаменуемого.

Практика также показывает, что время, установленное нормативами для специальной подготовки для допуска к квалификационному экзамену, для большинства методов НК (УК, АЭ, ВТ, МК и др.) недостаточно для глубокого их освоения и овладения средствами и приёмами контроля. Кроме того, необходимы дополнительные знания по смежным наукам – физике, электротехнике, химии, металловедению, сварке, вычислительной технике и др., а на их изучение совсем нет времени. Также для многих отраслей промышленности есть своя специфика контроля, не свойственная другим отраслям. Например, в нефтепереработке необходимо часто проводить ультразвуковую толщинометрию по горячей (до 6000 С) поверхности, радиографическую толщинометрию внутренней трубы конструкции «труба в трубе», выявлять щелочное растрескивание или усталостные трещины деталей машинного оборудования, работающих в масляной среде, капиллярным методом и др. ситуации. В этих случаях приемы (методика и технология) контроля существенно отличаются от «классической» (общепринятой) схемы. Для решения этих проблем нужны специальные знания. Поэтому все эти проблемы можно решить только при углубленном изучении всего комплекса упомянутых предметов в специализированных учебных заведениях – техникумах или ПТУ и не за один месяц. Техникумы или ПТУ, при этом, могут выпускать специалистов широкого профиля, владеющих несколькими методами НК, что, безусловно, скажется на качестве и эффективности контроля.

В настоящее время на рынке НК появился большой ассортимент приборов и средств НК, отличающихся по конструктивному и программному исполнению и методическому применению. Используемые в конкретной отрасли приборы, как правило, более ограничены по ассортименту. В условиях существующей формы подготовки и аттестации специалистов у большинства Экзаменационных Центров (ЭЦ) и Независимых органов аттестации персонала НК (НОАП) нет возможности глубокого изучения аттестуемыми этих приборов и проверки экзаменаторами умения работать на них, т.к. ЭЦ и НОАП не могут иметь весь необходимый набор приборов. Кроме того, существуют также объективные сложности с набором необходимого ассортимента учебных и экзаменационных образцов по контролю оборудования конкретной отрасли. К тому же во многих отраслях есть своя специфика контроля, которая не приемлема и не знакома в других отраслях промышленности. По этой причине часто аттестуемые специалисты НК, получив подготовку в ЭЦ или НОАП, имеют слабые знания, не учитывающие особенности методик и технологии контроля в данной отрасли, что, в итоге, отражается на качестве и достоверности контроля. Выходом из такого положения может быть только создание отраслевых техникумов или училищ по подготовке специалистов НК.

Однако, эту проблему нужно решать на государственном уровне.

Новости предприятия:
31 мая 2024
Сообщаем о проведении Годового Общего Собрания Акционеров Подробнее
5 июня 2023
Сообщаем о проведении Годового Общего Собрания Акционеров Подробнее
6 июня 2022
Сообщаем о проведении Годового Общего Собрания Акционеров Подробнее